Телефон рекламного отдела "Янаўскага краю" +375 1652 2 15 02 Email: zviazda@brest.by

Общество, Экономика

Начало положено. Новое в законодательстве по развитию бизнеса

Осенью этого года принят ряд нормативных документов, призванных кардинально изменить бизнес-среду в стране. Что ожидать от этих изменений бизнес-сообществу и стране в целом?

Какие дальнейшие шаги необходимо делать для движения в избранном направлении? Обсудить эти вопросы за «круглым столом» в редакции собрались представители власти и предприниматели. В беседе участвуют: Татьяна Владимировна Юруть, начальник отдела экономики райисполкома, Ирина Вячеславовна Кухтик, начальник управления по работе с плательщиками по Ивановскому району, Николай Федорович Стасевич,  директор ЧТУП «Аникс-Саниа», Вячеслав Васильевич Бонько, руководитель ООО «БонСЛАВтрейд», Сергей Викторович Федорук, руководитель ЧПТУП «Альфард», учредитель и руководитель КФХ «Яновское», Владимир Федорович Бушкевич, учредитель ООО «Мотольские окна».

Игорь Гетман: Наверное, будет правильно, если первый вопрос  нашей встречи мы адресуем начальнику отдела экономики Татьяне Владимировне Юруть и начальнику управления по работе с плательщиками по Ивановскому району Ирине Вячеславовне Кухтик. Расскажите вкратце о тех новых нормативно-правовых документах, которые призваны значительно повлиять на бизнес-климат в стране.  В чем суть изменений? Когда они вступают в силу?

Татьяна Юруть: Суть изменений я бы определила как активизацию самозанятости населения, раскрепощение занятых в бизнесе, упрощение входа в бизнес. Некоторые из принятых документов уже действуют, некоторые вступают в силу в следующем году, по иным еще нет механизма реализации. Кратко скажу, в чем их суть.
Указ Президента Республики Беларусь № 365 «О развитии агроэкотуризма» предусматривает, в частности, расширение перечня услуг, предоставляемых агроусадьбами, возможность возведения гостевых домиков. Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» предусматривает льготный налоговый режим по определенным сельским населенным пунктам. Этот режим будет установлен со следующего года сроком на 5 лет.  Указ № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» расширяет на 12 позиций перечень видов деятельности с уплатой только единого налога без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Указ №364 предусматривает дополнительные условия для ремесленной деятельности. И, наконец, 23 ноября был подписан основной документ по либерализации бизнеса – Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», которым максимально упраздняются административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур, получением справок, согласований, другой разрешительной документации.

Ирина Кухтик: Упомяну еще такие документы как Указ № 338 «О налоговом консультировании», предусматривающий введение в стране института налоговых консультантов, и Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», направленный на смещение акцента проверок на профилактическую работу и сокращение оснований для проведения внеплановых проверок.

Игорь Гетман: Что можно ожидать для района в связи с нововведениями?

Татьяна Юруть: В первую очередь надеемся, что это станет новой страницей в развитии предпринимательства региона и позволит активнее решать вопросы занятости региона.

Сергей Федорук: Вопрос непростой. Ведь смысл Указов и Декрета в том, чтобы быть интересными и для одной стороны – государства, и для другой – предпринимателей. Пока я вижу, что предложенные инициативы больше направлены на стимуляцию прихода в бизнес новых людей, чем на изменения в подходах к тем, кто уже устоялся в сфере. То есть, я боюсь, чтобы не получилась такая ситуация: кто тянул воз, тот и дальше его будет тянуть. Конечно, попытку вывести из тени тех, кто сегодня занимается на дому, к примеру, маникюром, можно приветствовать. Но надо еще посмотреть, поспешат ли они регистрироваться.

Татьяна Юруть: принятые документы именно и призваны способствовать выходу из тени. Ты можешь работать на дому, не надо вести бухгалтерию, просто уплати единый налог.

Владимир Бушкевич: Все это хорошо, но лично мне не очевидна предполагаемая польза от этого.

Татьяна Юруть: Польза в том, что люди будут заняты. Человек заплатит 460 рублей в год и не будет привлекаться к ответственности как социальный иждивенец. Ведь какая сегодня основная цель государства? Обеспечить занятость людей. Создать условия для самозанятости.

Владимир Бушкевич: У меня сложилось впечатление, что под словами «малый бизнес» у нас понимается парикмахерская, «точка» на рынке, маленький магазин. Мне кажется, подходить надо с другой стороны: развивать производственный потенциал, развивать предприятия. А для них никаких льгот нет.

Татьяна Юруть: В какой-то мере я согласна с Вами, в том, что в первую очередь рассматриваемые Указы приняты именно в пользу ремесленников, в пользу людей, оказывающих различные услуги.

Владимир Бушкевич: Простой пример. Мне необходимо построить стенку внутри здания.  Не влияющую ни на что. Не несущую. Для этого мне необходимо было оформить кучу бумаг. Так что, как по мне, то не поменялось ничего. Только убрали экологическую экспертизу. Для производства это ничего не дает.

Николай Стасевич: Мне кажется, что Владимир Федорович слишком категоричен. Принятые нормативные акты – это только начало изменений в нормативной базе, касаемой предпринимательства.
Владимир Бушкевич: Очень хочется на это надеяться. Потому что очень многие существующие требования не поддаются логике. Опять же приведу пример. У меня предприятие занимается продажей окон. Само собой, я их должен монтировать. А в итоге получается, что при текущем ремонте я могу ставить окна, а при капитальном – нет.

Игорь Гетман: Инвестиции из-за рубежа. Почему не идут и что надо сделать, чтобы пришел инвестор?

Владимир Бушкевич: Не идут потому, что у нас такие условия, что ни один иностранец сюда не пойдет. Помнится, я был в составе делегации Ивановского района в Польше, ездили по промышленным предприятиям. Так вот в ходе поездки от членов делегации приходилось слышать: такое-то предприятие у нас бы не работало, по белорусским законам. Аналогичное предприятие в Польше открывается намного проще, чем у нас. Соблюдение всех требований стоит очень больших денег. А требования у нас очень жесткие. Так зачем тому же поляку ехать сюда?

Николай Стасевич: Иногда уговариваешь-уговариваешь инвесторов, и они уже вроде бы согласны, но поговорят-поговорят и в результате откажутся. Не хотят влезать, потому что много видят препонов. Так, один польский бизнесмен, рассматривая вариант открыть производство у нас, говорил: «Ты, Николай, мне помещение для производства и людей, я – инвестиции и технологии». Сейчас уже так не говорит…

Татьяна Юруть: Перед страной стоит задача на нашей территории создавать совместные предприятия с участием иностранного инвестора. Но почему к нам не идут? Они предпочитают идти в свободные экономические зоны, туда, где льготный налоговый режим.

Владимир Бушкевич: Они боятся наших требований, сертификаций, бумаг. А ведь каждая бумага стоит больших денег. Даже посмотрите на такой элемент как требования к охране труда. Убрали проверку охраны труда – сделали мониторинг. Причем этот мониторинг не идет туда, где знает, что у меня все хорошо, в душевые кабинки, например. Смотрят то, за что можно наказать. Получается, что цель любого мониторинга – в наказании.

Игорь Гетман: А в чем тогда разница между мониторингом и проверкой?

Владимир Бушкевич: Ни в чем. Проверки запрещены – значит, мы будем мониторить. Кто пойдет сюда, если в Тересполе ему все организовать гораздо проще. Давайте вспомним, с чего начинала Польша? Им дали свободу делать, производить где угодно, хоть в гараже. И они дали свободу не парикмахерским, а производству. В каждом подвале, в каждом гараже начали что-то делать. Государство не регулировало – регулировал рынок, отсеивал. Делаешь хорошо – твой товар берут. Делаешь плохо – уходишь. В итоге, Польша за 25 лет рванула так, что приблизилась к Германии по производству. А мы – регулируем, усложняем.

Сергей Федорук: Мы должны понимать: если человек вкладывает деньги, то он хочет их и вынимать. Вложить их – шанс есть. Но вынуть… И это я слышал не от одного иностранца, не от одного потенциального инвестора. К сожалению, есть эта проблема.    

Николай Стасевич: Сейчас немножко стали обращать внимание на нас в связи с непростой ситуацией, вызванной антироссийскими санкциями…

Игорь Гетман: Но ситуация с санкциями временная…

Сергей Федорук: Да, уберут санкции – и мы снова им будем не нужны.

Татьяна Юруть: Вы говорите, что поляки получили развитие за счет подвалов и гаражей. Я не соглашусь с этим. Поляки получили развитие за счет того, что немцы размещали производство на их территории.

Сергей Федорук: Но мы же видели, как в Тересполе на каждом углу сбивали эти мягкие уголки, которые потом возили к нам. Они таким образом создавали первичный капитал. Точно так же, как и мы ездили в Турцию с баулами. Мы же все выходцы из одной социалистической системы.

Николай Стасевич: Начинали в гаражах, но потом пошли деньги Унии (Евросоюза). Уния давала деньги.

Владимир Бушкевич: Уния дала деньги, когда увидела, что Польша уже чего-то достигла.

Татьяна Юруть: Таким образом мы пришли к тому, что все принятые недавно Указы направлены на поддержку людей, занятых в малом бизнесе, но не особо направлены на развитие производства.  

 

Kruglyj Stol 1
Kruglyj Stol 3
Kruglyj Stol 4
Kruglyj Stol 5


Игорь Гетман: Вопрос создания рабочих мест в районе. Какова роль предпринимательства в данном вопросе?

Татьяна Юруть: У нас район особенный. Мы всегда были в лидерах по числу микро- и малых предприятий в сфере производства, и по числу занятых на этих предприятиях. У нас развивалось производство, и сейчас я вижу задачу в том, чтобы это производство удержать и сохранить на них число трудящихся. У нас появился первый частный рынок в районном центре Брестчины, который дал много рабочих мест.

Сергей Федорук: Мы открылись в 2006 году, создали более 100 рабочих мест.

Игорь Гетман: Какие дальнейшие изменения по улучшению бизнес-климата вы хотели бы увидеть в стране?

Вячеслав Бонько: На данном этапе необходимо дать бизнесу свободу, свободу и еще раз свободу.

Игорь Гетман:  А конкретнее?

Вячеслав Бонько: Навести порядок в налогах и количестве бумаг.

Ирина Кухтик: Тот «порядок в налогах», который Вы имеете в виду, на нашем уровне, мы, естественно, не наведем. Что же касается бумаг, то налоговая сейчас идет по пути увеличения электронных способов коммуникации, то есть снижения бумажного документооборота.

Сергей Федорук: Необходимо упорядочить бумажный документооборот. Он у нас действительно слишком уж большой. Очень сложно бухгалтеру сегодня работать.

Владимир Бушкевич: На одно проданное окно у меня 28 мм бумаг. Лично измерял. Чтобы ни говорили, сегодня у нас по-прежнему сложная законодательная база. Ни в коей мере не хочу обидеть налоговую, но сегодня нет органа, который бы даже за деньги мог нам помочь консультацией. Я даже боюсь о чем-то спрашивать: сегодня спросишь, а через год к тебе придут и проверят именно тот случай, который и вызывал у тебя вопросы.  

Ирина Кухтик: Подобную ситуацию призван исправить Указ № 338, предусматривающий введение в стране института налоговых консультантов.

Вячеслав Бонько: Хотя до 2020 года не вводятся новые налоги и повышение ставок налогов, но уровень инфляции все равно будет учитываться. Поэтому лично для себя я еще не вижу возможностей значительного упрощения условий работы. И еще: хочу вернуться к вопросу упорядочения налоговых сборов. Замечание, безусловно, не касалось Вас, Ирина Вячеславовна, это вопрос к тем, кто над Вами. Хотелось бы, чтобы, в конце концов, определились, сколько мы должны государству.
Ирина Кухтик: Безусловно, предпочтительнее, если это будет один налог.

Игорь Гетман: Указ о развитии агроэкотуризма. Как можно оценить современное состояние и перспективы его на Ивановщине?

Николай Стасевич: Чтобы усадьба хорошо заработала, надо ориентироваться на внешнего туриста.Ведь, например, ни одна из фирм, которые здесь представлены руководителями, не провела у меня ни одного мероприятия...

Сергей Федорук: Николай, тебе в качестве примера нужно взять украинцев. Работать с санаториями. Как только какой-то праздник – к тебе должен ехать автобус из «Алеси» или «Буга».

Николай Стасевич: Идей много, но невозможно все успеть…

Сергей Федорук: Ты не успеваешь деньги зарабатывать! У украинцев ведь как: ты не успел заселиться, а тебя уже ждут вечорки, пригласительные раздают, время отправления автобуса объявляют…

Николай Стасевич: Трускавец, о котором, как я понимаю, ты говоришь, это 70 тысяч отдыхающих ежемесячно, у нас масштаб совершенно другой. Хотя, соглашусь, что к украинскому опыту присматриваться стоит.   

Сергей Федорук: Я посмотрел на украинцев. Они молодцы в этом деле: что ни день, то праздник. А потенциал Мотоля с его историей, по-моему, пока не задействован в полную силу.

Николай Стасевич: Не так все просто. Хотел я, например, приглашать к себе тех россиян, которые сейчас путешествуют теплоходом по Полесью. А мне говорят: «Мы их на судне кормим. Мы же тоже хотим зарабатывать». Или, например, 45 туроператоров в прошлом году принимал Мотоль. Казалось бы, вот действительно шанс для мотолян раскрутить туристический потенциал местечка. А в результате мы видим, что пока турист попадет к нам, туроператор его уже обдерет как липку. Я заинтересован, чтобы турист остался переночевать, хорошо отдохнул, а в результате  хорошо, если он оставит 10 рублей за ужин.

Владимир Бушкевич: Я хочу добавить в части, касающейся иностранцев. Безвизовый режим – это, конечно, чудесно. Но есть одна маленькая штучка: скажите, а зачем необходима регистрация приехавших в милиции? Может, я чего-то не понимаю и кто-нибудь из присутствующих объяснит мне?
Живой пример. На днях приезжает ко мне гражданин Эстонии. Я заселяю его в гостиницу и в течение трех часов обязан зарегистрировать его в милиции! Как ему объяснить, зачем мне нужен его паспорт? Он сразу в машину – и ходу назад! На что влияет эта регистрация?
Я его уговариваю, объясняю, что это все формальность.

Игорь Гетман: Уехал?

Владимир Бушкевич: Нет, слава Богу. Но как я мог ответить на его вопросы: «Что я сделал, что нарушил?».
Люди едут, это хорошо, но надо ли их так оглушать сразу по приезду?  Что это дает, кроме неприятного осадка?

Татьяна Юруть: Казалось бы мелочь, но на ней мы несем имиджевые потери…

Николай Стасевич: Сейчас идет речь о продлении безвизового пребывания до 10 дней, но вопрос о регистрации прибывших не поднимается.

Игорь Гетман: Определенные изменения внесены в работу контролирующих органов. Что бы лично вы изменили в сложившейся практике осуществления проверок?

Владимир Бушкевич: Сколько было контролирующих органов 10 лет назад и сейчас? Тогда, по большому счету, были налоговая инспекция и госконтроль. А сейчас меня даже госстрах может оштрафовать.  

Татьяна Юруть: Министерство экономики, Министерство торговли, Министерство по налогам и сборам, Министерство сельского хозяйства – пальцев на руках не хватит – все создают свои контролирующие структуры. У всех свои нормативные документы – в них можно утонуть.

Сергей Федорук: И на всех «контролеров» надо кому-то заработать…

Игорь Гетман: Как-то не очень оптимистично получается…

Татьяна Юруть: Пессимист – это хорошо информированный оптимист… Но, на самом деле, не такой уж и пессимистический разговор получился. Я, например, услышала много новых идей, узнала позицию собравшихся по многим актуальным вопросам. И не надо полагать, что она не будет услышана. Капля камень точит. Даже сам факт принятия Указов и Декрета осенью этого года – это тоже пример того, что власть слышит предпринимателя.

Ирина Кухтик: Люди интересуются изменениями, которые дают Указы и Декрет, приходят к нам. Конечно, шквала обращений нет, но свою роль, я уверена, нововведения сыграют.

Сергей Федорук: Я думаю, выражу общее мнение присутствующих здесь руководителей предпринимательских структур Ивановщины, что в районе для нас созданы вполне благоприятные условия. У нас нет вопросов к местной власти, с которой у нас традиционно складываются очень конструктивные отношения. А те проблемные вопросы, которые подняты в ходе беседы, должны корректироваться на уровне республиканского законодательства. Ведь это не просто частное мнение предпринимателей одного района. Схожие ответы на поставленные вопросы сегодня мы бы получили, по-моему мнению, в любом регионе Брестчины и страны в целом.

Игорь Гетман: Спасибо за откровенную беседу. По-моему, разговор показал, что для достижения цели, поставленной недавними Указами и Декретом – раскрепощения деловой инициативы, привлечения в бизнес-сферу новых сил – предстоит еще немало сделать. Но надежду дает уже сам факт понимания государством важности создания приемлемого климата для предпринимательской среды.